Первородный Грех   

Проф. Ханко

(1)
Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50:7).

Читатель пишет: «Все проповедники Евангелия подчеркивают, что все мы – недостойные грешники, заслуживающие провести вечность в аду. И все же возможно привести доводы, что мы не заслуживаем этого (Пс. 50:7). Я никогда не выбирал быть зачатым в беззаконии, и чтобы моя мать родила меня во грехе. Более того, даже мое появление на свет никогда не было моим собственным выбором. Лучше вообще не родиться, чем провести вечность в аду». Аргумент читателя таков: на самом деле мы не виновны в наших грехах, потому что мы были рождены грешниками и в этом у нас не было выбора. Следовательно, мы являемся «грешниками незаслуженно».

Краткая предыстория Псалма 50 поможет нам в понимании текста. Заголовок псалма гласит: «Начальнику хора. Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии». Само это происшествие записано во 2 Царств 11-12. Этот псалом был написан уже после покаяния Давида в его грехах прелюбодеяния и убийства.

Конечно же это часть священного Писания и, следовательно, безошибочно боговдохновенна. На самом деле она адресована «начальнику хора», потому что предназначалась для исполнения храмовыми хорами как часть поклонения Богу в Его святилище. С тех пор, как Давид написал этот псалом он нашел место в литургии церкви, ибо это исповедание исходит из сердца каждого чада Божьего.

С самого начала мы должны понять, что 7 стих этого псалма не является попыткой Давида возложить вину за свой грех на кого-то другого, кроме как на самого себя. Это ясно уже из первых трех стихов псалма. Все что может Давид – только взывать к Богу о «милости» (Пс. 50:3) и очищении (4), по «великой милости» Его и «по множеству щедрот [Его]» (3), из-за своего страшного греха, который «всегда предо мною» (5) и который он откровенно исповедует: «ибо беззакония мои я сознаю» (5).

Также важно утверждение Давида в 6 стихе: «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем». Если же 7 стих воспринимать как попытку Давида оправдаться за совершенные им преступления, тогда возникает вопрос: а кто тогда виноват? Единственным ответом на этот вопрос может быть: Бог виноват, потому что Бог был причиной моего рождения, и Бог соделал так, что я родился во грехе. Но здесь Давид исповедует произошедший грех как свой и единственно свой собственный, для того чтобы Бог был явлен как праведный Судия, когда Он обличил Давида через пророка Нафана, чтобы Бог был чист от всякого подозрения, когда Он осудил Давида как грешника.

Правильная интерпретация 7 стиха из Псалма 50 такова: То, что Давид здесь говорит о факте своего зачатия в беззаконии и рождении во грехе, уже само по себе является его личным исповеданием греха. Давид говорит (как бы это не было трудно для нашего понимания): «Это моя вина, что я родился во грехе».

Я не хочу сказать, что 7 стих не является объяснением, которое Давид дает своему греху; оно так и есть на самом деле. Он согрешил, потому что родился грешником. Но Давид не пытается уйти от ответственности за свой грех. Своим объяснением он делает еще одно исповедание греха. Признание Давида в чем-то аналогично признанию человека, который объясняет причину, по которой он ограбил банк, указывая на то обстоятельство, что он был членом банды, целью которой было получение денег путем ограбления банков. Он не оправдывается, но объясняет, почему он сделал то, что сделал. Когда он присоединялся к банде грабителей — это было его активное действие, его самый первый шаг к совершению преступления.

Возникает законный вопрос: как возможно, что Давид несет ответственность за то, что он зачат в беззаконии и рожден во грехе? Что он мог бы еще сказать о том обстоятельстве, что он родился, не говоря уже о том, что он родился грешником.

Ответом на этот вопрос является библейское учение о первородном грехе. Учение о первородном грехе преподается во многих местах Священного Писания, но наиболее ясно и выразительно в Послании к Римлянам 5:12-14: «Поэтому, как чрез одного человека грех вошел в мир, и чрез грех вошла смерть, и тем самым во всех людей перешла смерть, потому что все согрешили … Ибо до Закона грех был в мире, но грех не вменяется, если нет Закона. Но от Адама до Моисея смерть царствовала и над не согрешившими на подобие преступления Адама, который есть прообраз Имеющего прийти» (в переводе еп. Кассиана Безобразова). Как далее объясняет Павел в Римлянам 5, это учение основано на истине о том, что Адам был сотворен как глава рода человеческого. Адам был законным и органическим главой. Как законный глава, Адам был представителем всего рода человеческого в его моральном и этическом аспектах по отношении к Богу, особенно в связи с Божьей заповедью, данной ему, не вкушать от древа познания добра и зла.

В своем представлении всего человеческого рода, акт послушания или непослушания Адама являлся бы актом всего человеческого рода. Его послушание было бы послушанием рода человеческого; его непослушание, также  было бы непослушанием всего рода человеческого. Вина за его непослушание была бы виной всего человечества. Наказанием за его непослушание было бы наказанием всего человечества. Мы рассмотрим это более подробно в следующий раз.

(2)
Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50:7).

В прошлый раз мы видели, что, Адам будучи органическим главой всего человечества, породил (вместе с Евой) весь человеческий род. Он – отец всех людей. Поскольку он является органическим главой рода человеческого, наказание, которое Адам получил от Бога, было наложено на всех людей. В наказание за свой грех Адам был казнен (!) Богом («В день, в который ты вкусишь от него (дерева познания добра и зла), смертью умрешь» Быт. 2:17). Он был убит физически и духовно. Его физическая смерть свела его (позже) в могилу. Его духовная смерть сделала его полностью порочным, отчужденным от Бога и в конечном итоге привела бы его в ад — если, конечно, Бог не спас его (во Христе). В Послании к Римлянам 5:14 говорится, что Адам был прообразом Того, Кто должен был прийти, то есть прообразом Господа нашего Иисуса Христа. В свою очередь, Христос является законным и органическим главой Своего избранного народа. Как их законный Глава, Он представлял Свой народ, когда родился от девы, страдал и умер на кресте, воскрес из гроба и вознесся на небеса. То, что Христос сделал для Своего избранного народа (как ясно дает понять Павел в Послании к Римлянам 5) — является тем, что Его народ, сделал в Нем, как бы непостижимо это не выглядело. В Послании к Римлянам 6 апостол говорит о нашей смерти со Христом, нашем погребении со Христом и нашем воскресении со Христом. В глазах Бога все, что сделал Христос, засчитано нам — это сделали мы!

Для этого наш органический Глава, Христос, посредством действия Духа, делает всех Своих избранных, за которых Он умер, одним Телом с Ним, соединяя нас живой верой с Собой. Таким образом, все, что Христос, наш законный Глава, сделал для нас, на самом деле дано нам, потому что Он является нашим органическим Главой. «Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:21-22).

Давид понимал то обстоятельство, что главное объяснение причины его грехов прелюбодеяния и убийства было также его вмененное участие во грехе Адама и посему он разделял ответственность за преступление Адама. Именно так он и осознавал это, посему исповедовал этот грех как свой собственный. Это исповедание Давида, записанное в Псалме 50, является исповеданием, которое должен делать и делает каждый сын или дочь Божьи. Гейдельбергский катехизис, Вопрос 56 подчеркивает эту истину, когда в обсуждении статьи Апостольского символа веры: «верую во оставление грехов» говорится: «Бог, ради искупления Христова, не будет больше вспоминать ни о моих грехах, ни о моем греховном естестве, с которым я должен бороться до конца жизни …» Катехизис учит, что наша испорченная природа (естество) нуждается в прощении и прощается ради совершенной жертвы Христа. Если же наша испорченная природа не будет прощена, то мы попадем из-за нее в ад (даже младенец, который умрет при рождении, не успев совершить никакого действительного греха), потому что мы несем ответственность за свою порочную природу.

И поэтому мы должны взглянуть на все это еще и с точки зрения Бога. Бог вызывает зачатие в утробе наших матерей. Согласно Своему вечному замыслу, Бог дает каждому человеку дар жизни в этом мире и каждому свое место в Божьем творении. Это великий дар, за который мы должны быть благодарны, ибо Сам Бог, безусловно, достоин поклонения, могущество Которого познается человеком через созерцание Его творения. Но мы развращены, во-первых, благодаря первородному греху в Адаме, а затем уже и своими личными действительными грехами. Вследствие этих грехов мы являемся недостойными грешниками.

Но Бог богатый милостью и благодатью ко всем тем, боящимся Его, тем, кто отрекается от своих грехов. Он отдал Своего собственного Сына, Который является нашим Главой и Который совершает вместо нас то, что мы никогда не смогли бы сделать. В Адаме мы пали. Но во Христе мы, недостойные грешники, спасены. Итак, давайте исповедуем наш первородный грех как наш собственный (Пс. 50:7), также как и наши другие грехи, и по сострадательному милосердию Божию получим прощение.